Усадьбы Подольского района не давали мне покоя с момента посещения Дубровиц. И выбрав (наконец!) время решили посетить вторую знаменитую усадьбу этого края – Остафьево – «Русский Парнас», любимый гениями нашей литературы и истории.
Знакомая платформа «Каланчевская» и Чеховская электричка (когда-нибудь доедем и до Чехова!) Неизменные контролеры (особо уважающие Тульское направление), бабули с тележками (дачный сезон еще не закончился) и велосипедисты с тандемами. Каждому – свое. Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу. Надо лишь уточнить, что у женщин тоже есть цель и дорога, и к своему несчастью многие мужчины об этом просто забывают. А потом каются. Но это лирическое отступление.
Благополучно добрались до Щербинки, и по подсказке местной жительницы легко нашли автобусную остановку и маршрутку № 45, следующую до Подольска с остановкой в Остафьево. И вот перед нами знаменитая подмосковная усадьба. У входа в парк стояла касса, но кассирша отсутствовала. Горя желанием заплатить законные 10 рублей за посещение парка, мы прождали ее минут пять, но она так и не появилась. В общем, по десятке сэкономили и отправились гулять, предварительно изучив план-схему.
Центральный дом-музей закрыт на реставрацию, работы ведутся ускоренными темпами (даже в выходные). Боковые флигели, отреставрированные и выкрашенные в белый цвет, соединяются с главным зданием открытыми галереями с классическими колоннами. В главном здании, пройдя по небольшой деревянной лесенке, можно увидеть огромный овальный зал – парадную гостиную. Правый флигель завершается балюстрадой, с которой открывается потрясающий вид на пруд. Две лесенки с балюстрады ведут в парк. Остафьево в период золотой осени удивительно красиво. Розы: белые, золотистые, кремовые, розовые цвели в усадьбе как в июле. А прекрасным обрамлением для них служили желтые и красные клены. Золотой остафьевский букет я привезла домой на память об этом чудесном месте.
В великолепном парке разбросаны скромные памятники деятелям русской культуры. Памятник князю Вяземскому – владельцу усадьбы украшен милыми строками, посвященными Остафьеву. Бюст Жуковского – скульптурными иллюстрациями о смерти лебедя. Стелу Карамзина завершает экспозиция старинных фолиантов. Александр Пушкин словно прогуливается по парку (на его монументе выгравирована сцена отдыха в овальном зале Остафьевского дворца). Есть в усадьбе и миниатюрная копия Марсового поля и небольшой белый мостик через пруд. Завороженные картинами былого мы бродили по парку, и золотая листва шуршала у нас под ногами.
Усадебная церковь находится через дорогу от музея-заповедника. Когда отправились к храму, в усадьбу начали приезжать экскурсионные автобусы, и открылась касса. Нам повезло вдвойне: мы гуляли бесплатно, и никто нам не мешал. «Кто рано встает, тому бог подает». У храма цвели все те же потрясающих оттенков розы. Семейная пара с крестными родителями возвращалась после священного таинства. Малыш тихо сопел на руках у папы. Пусть в жизни ему сопутствует удача! К сожалению, забыла дома косынку и в храм войти не смогла. Полюбовавшись розами, отправились к автобусной остановке. Остановив маршрутку, отправились в Подольск. Было желание посетить усадьбу Ивановское, но удалось погулять только в центре города. По какой-то странной иронии судьбы этот город особо притягивает мое внимание. Я чувствую себя в Подольске, как в родной Апрелевке.
Увидев купола Троицкого собора, и табличку «Музей-заповедник Подолье», попросила водителя остановить маршрутку на остановке. Музей-заповедник удивил нас по полной программе – великолепные золотые клены и груды мусора. Поразительный контраст.
На другом берегу Пахры виднелись купола небольшого храма. Пройдя по аллеям, вышли к маленьким деревянным домикам. Оказалось, что один из них – дом-музей Ленина, который одно время жил и работал в Подольске. Рядом с домиком – памятник вождю пролетариата. Музейные сотрудники возделывали огородные грядки. Поинтересовались у них направлением, и пошли дальше. Вскоре наше внимание привлек Макдоналдс. Воробьи, не менее нахальные, чем в Коломне чинно прохаживались вдоль столиков. Пообедав, прошлись к грандиозному собору, возвышавшемуся на высоком холме, как и положено приличному храму. Удержатся от посещения собора я не смогла. Позаимствовав у подруги шарфик, вошла в храм. И сразу забыла все тревоги и волнения. Красочные росписи, умиротворяющие иконы и тишина позволили мне на несколько минут раствориться в окружающем пространстве. Из храма вышла я потрясенная увиденным. Очень редко такое случается…
Рядом с храмом – белый обелиск с двуглавым орлом напомнил памятники в Бородино. Этот посвящен генералу Милорадовичу и его войскам, давшим очередной отпор французской армии.
По указателю железнодорожная станция отправились к вокзалу, по дороге заглянув к церкви Знамения, расположенной на высоком берегу Пахры. Ее мы видели с другого берега. На колоколенку ведет открытая витая лестница, однако для простых смертных проход перекрыт железной дверью. Вокруг храма разбит небольшой парк, где отдыхают бабушки с внуками. Вечером и ночью храм освящается специальной подсветкой и маленькими фонариками. А мы продолжили свой путь к станции, пройдя мимо городской библиотеки, около которой собралась небольшая группа школьников и студентов. Они покупали ручки и тетрадки, библиотека явно воплощала в жизнь платные услуги. И вот перед нами предстала привокзальная площадь с памятником героям Великой Отечественной войны и знакомый автовокзал. Вскоре электричка умчала нас в Москву.
Чудесно погуляли. «Унылая пора, очей очарованье – приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье – в багрец и золото, одетые леса». Золотая осень манит и притягивает меня. Октябрьский листопад и апрельские ручьи – мои самые любимые явления в природе. Жаль, что золотая осень так коротка и на смену ей приходит дождливый и холодный ноябрь.